Регистрация  ·         ·  Забыли пароль?

2011-11-18 22:09:00 : Невеселые картинки

Невеселые картинки

В Международный день отказа от курения авторы «Спор-прогноза» рассматривали шокирующие фотографии: раковая опухоль на легких; пораженное инфарктом сердце; младенец, кричащий под капельницей; жуткие гнилые зубы; проявление болезни сосудов... Все это — последствия дурной привычки, мысли о которых многие заядлые курильщики стараются гнать прочь. Впрочем, независимо от желания поклонников табака подобные иллюстрации вскоре будут активно тиражироваться на сигаретных пачках. Предложенные Казахстаном проекты пугающих картинок утверждены Советом по здравоохранению стран ЕврАзЭС.


Более того: экспертный совет при минздравсоцразвития РФ одобрил введение шок-дизайна на пачках с 1 июля следующего года. В разработке вынесенного на общественное обсуждение проекта Технического регламента Таможенного союза на табачную продукцию участвовали и белорусские эксперты. И весьма вероятно, что уже в 2012-м ужасные фото увидят и наши курильщики.


Этично ли размещать такую антитабачную агитацию на пачках сигарет? Запугивание потребителей: необходимая шоковая терапия или явный перебор? Наши полемисты отвечают на эти вопросы по–разному, зачастую слишком категоричны. И отнюдь не помешает пропустить их доводы через «фильтр» читательской оценки!


Борцовский пыл. Или пыль?


Сразу предупрежу: не утруждайся доказывать, что курение — зло. Я и без тебя это знаю. Не считаю табак безобидной забавой, зато считаю чрезмерной истерию вокруг его вреда. Мир с таким увлечением борется с выпусканием дыма изо рта, будто других напастей уже нет, мы их якобы успешно победили.


Тем временем на свете остается масса явлений, которые жутко вредят нашему здоровью. Но почему–то никто не спешит нарисовать почерневшие легкие, например, на трубе завода, отравляющего атмосферу. Никто не обезображивает страшными картинками товарный вид колбасы или овощей, напичканных химикатами. Нас душат выхлопы автомобилей и загрязненные воды, но борцы за людское здоровье предпочитают сражаться с теми, кто и так уже лежит на лопатках, — с табачными компаниями.


Каждый год на дорогах планеты гибнет почти полтора миллиона человек, до 50 миллионов получают травмы. Однако ни на одной машине я не видел грозной надписи: «Минтранс предупреждает: автомобиль — средство повышенной опасности». Ни на одном капоте не изображена сцена ДТП, нанесенная в обязательном порядке. Наоборот, реклама четырехколесных монстров крутится без каких–либо предупреждений, и от телевизоров в этот момент мы не гоним детей. Потому что мы — вот открытие для Всемирной организации здравоохранения! — взрослые люди, отлично понимающие, насколько опасно и курение, и вождение в пьяном виде, и переход дороги на красный свет. Но ВОЗ продолжает считать курильщиков дебилами, которым надо все более крупными буквами растолковывать очевидные вещи. Столь оголтелая антитабачная кампания может иметь обратный эффект — когда кто–нибудь впервые закурит хотя бы в знак протеста против активного навязывания определенного образа жизни. Ну и про «запретный плод сладок» не надо забывать...


Догадываюсь, что ты обзовешь мои доводы и сравнения «некорректными». Мол, одно дело — неизбежный вред, наносимый нам всем промышленными и автомобильными выхлопами, и совсем другое — табачный ущерб, который себе и окружающим сознательно наносит отдельный курильщик. Дескать, идет борьба не с дымом, а с вредной привычкой. Но мало ли этих привычек у людей? Один, к примеру, от пуза лопает пирожные. Давай каждую коробку с тортом украшать красочными фотографиями последствий сахарного диабета. Поверь, «картинки» будут похлеще, чем на табачных пачках. У другого не менее вредная привычка — заедать жареную картошку салом, прямая дорога к сосудистым заболеваниям. Третий тоже знает, что от ожирения до инфаркта рукой подать, но упорно кладет на булку слой масла в палец толщиной. Привычка поздно ложиться ведет к переутомлению, привычка ходить зимой без шапки — к менингиту. Почему же медики не потрудились всех предупредить гигантскими надписями на булках и шапках?


Потому что это выглядело бы смешно, если не оскорбительно. А вот размалевать сигаретные пачки — это солидно и броско. Борьба налицо. Правда, мне она представляется борьбой с ветряными мельницами: курильщиков–то меньше не становится, наоборот — объемы продаж табачных изделий и махорки с каждым годом растут. Белстат приводит цифры: в 1995 году из расчета на душу населения в нашей стране была продана 1.621 сигарета, а в 2010–м — уже 2.505. Хотя все 15 лет тоже боролись не покладая рук. Тратили деньги на антитабачную рекламу, выгоняли курильщиков из общественных заведений и офисных зданий. Бесстрастная статистика, как видишь, говорит, что это было впустую. Поэтому, думаю, не нужно продолжать «кошмарить» публику еще и страшилками про выпадающие зубы. Лучше бы потратить борцовский пыл, скажем, на битву с алкоголизмом.


Ты видел бутылку водки, на этикетке которой ярко и красочно, сочными мазками была бы выписана печень алкоголика? А пиво с «портретом» отвратительно отвисшего брюха? И я нет. А ведь врачам–антирекламистам, если уж они взялись визуализировать последствия вредных привычек, следует начинать именно с алкоголя. Я вот не слышал, чтобы человек курил сначала не в затяжку, потом по одной–две сигарете, а затем начал воровать из дома вещи, чтобы купить вожделенную пачку. Не знаю случаев, когда курильщик из–за своего пагубного пристрастия бросал семью, терял жилье и работу. И уж наверняка не было историй, когда, выкурив сигарету, он взял бы топор и вышел на большую дорогу за добавкой, как это сплошь и рядом бывает с водкой. Так почему же она, злодейка с наклейкой, остается чистенькой–беленькой, а табачные изделия должны украшаться натуралистичными картинками?


Кстати, и не такими уж натуралистичными. Табачные компании уже обратили внимание, что картинки, обязательные к размещению на пачках, не являются реальными фотографиями, а существенно отредактированы...


Прогноз:


Нововведение с картинками не приживется у нас по причине его чрезмерности. И еще потому, что массированные изображения гнилых зубов и прочих эмфизем испортят вид магазинных витрин, где пока еще продаются не только сигареты, но и шоколадки с карамельками.


Пора «бычковать»!


«Выкурил сигарету — спас лошадь!» Так, кажется, принято шутить у вас, паломников к пепельницам? Только вот за неуместным гоготом, наигранным весельем мне слышится надсадный кашель. Хрипение горемык, променявших здоровье на «радости» перекуров...


Никому не желаю болезней, надеюсь, что большинство курильщиков не испытают трагедии. Но неужели ты не помнишь, как самонадеянно вел себя рекламный «ковбой Мальборо»?! В 70 — 80–х годах актер Уэйн МакЛарен харизматично скакал по телеканалам, ловко забрасывал с экрана лассо — прямо на шеи зрителей, зомбированных брутальным мачо. Но властелин колец дыма на поверку оказался рабом привычки: четверть века МакЛарен ежедневно выкуривал по 30 сигарет и заработал рак легкого, метастазы которого распространились на мозг... Когда 51–летний Уэйн понял, что обречен, то покаялся перед публикой: «Берегитесь, дети. Моя привычка доконала меня. Она не стоит того, чтобы провести последние месяцы своей жизни в отделении для тяжелобольных. Табак убьет вас, и я — доказательство тому». Жаль, прозрение пришло слишком поздно, но разве слова «ковбоя Смерть» (как прозвали героя культовых роликов после вердикта врачей) не достойны цитирования на пачках сигарет? Уверен, что они усилят эффект от ужасающих картинок больной плоти.


Сигареты заслужили тотальную антирекламу, потому что ведут себя как серийные убийцы. Напомню тебе, что каждый день в Беларуси от болезней, связанных с курением, умирает более 40 человек, а в год — свыше 15.500 — больше, чем потери Советской Армии за 10 лет в Афганистане! И раз запрет на продажу табачных изделий немыслим, остается, словно на суде, громко зачитывать эпизоды обвинения. Тем более что огласка преступлений «медленной смерти» приносит свои плоды. В Канаде, например, на коробки с куревом нанесли настолько ужасающие изображения, что курильщики даже начали прятать сигареты в чехлы. А треть завязавших признались, что оказались под влиянием визуальной пропаганды. А как тут не образумишься, если с витрины табачной лавки на тебя смотрит горло, пробитое сигаретной затяжкой, как бронебойной пулей (опыт Соединенных Штатов) или багровая опухоль на шее курильщика (так пугают в Сингапуре) либо голые пятки трупа с биркой морга на большом пальце (турецкая альтернатива банальному No smoking)! Комментарий нашего туриста: «Даже держать в руках такую пачку неприятно! Знакомые многие из–за этих надписей перешли на супер–пупер легкие сигареты, где картинок еще нет». Вот она, Роман, реакция нормального человека на шок–арт!


В борьбе с курением не до церемоний и сохранения красоты витрин. Новый дизайн пачек — лишь один из этапов масштабного сражения. Антитабачные акции должны проводиться у нас не только в Международный день отказа от курения. Почему не разместить в учебных заведениях, подъездах жилых домов (повсюду, где любят смолить те, кому наплевать на свое и чужое здоровье) броские фотоплакаты: «Курение вызывает бесплодие», «Табак — причина раннего старения кожи», «Хочешь заработать пародонтоз? Прикури!»? Вряд ли «ужастики» впечатлят пенсионера, но юную красавицу наверняка спугнут. А вот пацаны как раз таки могут похрабриться. Болезни их пока не коснулись, еще есть иллюзия, что «все умрут, а я останусь». Поэтому, скорее всего, основная целевая аудитория «кошмарящих» акций — курильщики в возрасте 25 — 40 лет. Им не нужно доказывать свою взрослость и «крутизну», они уже переболели склонностью к подражанию, начали задумываться о диетах, будущем детей, расходах на курево. Потому язвы на упаковках — хороший дополнительный толчок к решению завязать.


А дымящих тинейджеров наверняка присмирят жестокие факты. Почему бы телевизионщикам не приобрести право на показ нашумевшего в 70–е скандального фильма «Смерть на Западе»? Американские документалисты рассказали о драме «ковбоя» и других актеров, обслуживавших табачные брэнды. А еще можно запустить на наших телеканалах безжалостный к тем, кто смолит в розовых очках, штатовский ролик о привале пары колоритных ковбоев. Звуки их гитары привлекают скучающих провинциалов. Обыватели поражены «металлическим» голосом, который исходит из вживленного прямо в гортань всадника аппарата. Ковбой напевает веселенький мотивчик: «Курение не во всех случаях приводит к смерти. Иногда оно лишь лишает вас легких, языка и вы уже не в состоянии петь столь же хорошо, как и раньше, из–за огромной дырки в горле». Титры в финале ролика: «8,5 миллиона американцев живут с болезнями, которые были вызваны курением».


Да минует нас чаша сия! Вряд ли кто–то хочет видеть похожую статистику в родной стране. А ведь белорусы чуть ли не чемпионы Европы по потреблению табака. Не пора ли «бычковать» последнюю сигарету?


Прогноз:


Когда пачку сигарет станет страшно держать в руках, у табачных компаний настанут еще более тяжелые времена. Но без широкой кампании, которую развернут общественники при поддержке государства, никотин не победить.

Авторы публикации: Роман РУДЬ, Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ


Для комментирования необходимо авторизоваться!

Добавить новость