Регистрация  ·         ·  Забыли пароль?

2011-11-08 06:17:00 : Куда делось достоинство Большого, или зачем Аполлону фиговый листок?

Куда делось достоинство Большого, или зачем Аполлону фиговый листок?

Фото: blog.fontanka.ru

Автор: Марина Маркелова

После реставрации Большого театра оказалось, что причинное место Аполлона правящего квадригой на фронтоне, прикрыли фиговым листом

Почти сто лет древнегреческий бог простоял без этой детали туалета и даже Сталин почему-то не велел скрыть аполлонову наготу, хотя славился тем, что любил приодеть статую-другую. Нагим древнегреческий бог изображен даже на сторублевой купюре. Но реставраторы оказались непреклонны. Владимир Никифоров, руководитель реставрационной бригады Большого театра, утверждает, что фиговый листок у Аполлона был и раньше (эту деталь, по словам Никифорова, можно разглядеть на найденных фотографиях конца XIX века), но исчез в начале прошлого столетия. Хорошо, что под фиговым листком оказалось тщательно вылепленное мужское достоинство... Мы решили поинтересоваться у экспертов, стоило ли прикрывать «божественный срам» или следовало сохранить бога в уже привычном виде.

Владимир Петрович Толстиков, заведующий отделом искусства и археологии древнего мира Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина:

– Эта скульптура была создана в XIX веке, примерно во второй половине, тогда было не принято изображать мужчин без фиговых листов, поэтому его так и изобразили. Не могли сделать иначе. Во всех дворцах, усадьбах, парках того времени у скульптур обязательно есть фиговые листы. Странно, что раньше фигового листа не было, потому что в Советском союзе не поощрялись такие вещи, даже в нашем музее в 50-е годы все слепки античных статуй были снабжены фиговыми листами, которых у них раньше не было, а затем уже в 60-70-е их сняли.

div.article-text h4 { color: #000000; } ul.recipe { font:italic 11px Arial,Helvetica,sans-serif; } ul.recipe a { border-bottom:1px dotted; color:#858585; text-decoration:none; } div.text-incut p.rating { color:#696969; font-size:11px; font-style:italic; } div.text-incut p.rating span img { margin:2px 1px; }


 

Алла Щипакина, историк моды, модельер:

– В Пушкинском музее, конечно, тоже стоит Аполлон с фиговым листом, поэтому наличие фигового листка вполне возможно. Большой театр должен быть скромным и не вызывать эротических чувств, порнографических, как сейчас говорит молодежь. Однако вылепить фиговый лист Аполлону у нас не забыли, а вот Фемида спокойно стоит без повязки. Нигде в мире такого больше нет, только у нас (статуя древнегреческой богини правосудия Фемиды расположена на здании Верховного суда РФ. По канонам богиня изображается с весами в левой руке, обоюдоострым мечом в правой и повязке на глазах. Весы при этом являются символом справедливости, меч – символом духовной силы и воздаяния, а повязка на глазах символизирует беспристрастность. У статуи на здании суда отсутствуют два из трех основных атрибутов – меч и повязка, – Прим. ред.).

Элеонора Шулепова, председатель специализированного совета «Музееведение, реставрация и консервация историко-культурных объектов»:

– Фиговый лист у Аполлона был еще до революции, а то, что было ранее и теперь восстанавливается, можно воспринимать только одобрительно. Ведь мы постоянно что-то в здании теряем. Человек растет, меняется внешне, то же самое происходит и с любым зданием. Настоящие архитекторы и реставраторы, когда работают с историческими зданиями, они воспринимают образы, которые были созданы архитекторами изначально и возвращаются к этим образам. То же самое произошло с Аполлоном. Все время, сколько мы занимаемся в Российском институте культурологии, вопросами архитектурного наследия, мы об этом говорим: очень важно восстанавливать утраченное.

div.article-text h4 { color: #000000; } ul.recipe { font:italic 11px Arial,Helvetica,sans-serif; } ul.recipe a { border-bottom:1px dotted; color:#858585; text-decoration:none; } div.text-incut p.rating { color:#696969; font-size:11px; font-style:italic; } div.text-incut p.rating span img { margin:2px 1px; }


Конечно, зданию, как и человеку, изменения бывают просто необходимы. Когда я узнала, что под Большим театром построили еще шесть этажей, мне было немного не по себе: там ведь воды… Но старым зданиям приходится приспосабливаться к новым нуждам. Сейчас, например, еще стартует проект с Пушкинским музеем: из него сделают комплекс, наподобие Лувра – несколько объединенных зданий, стеклянный вход. От этого никуда не денешься, жизнь заставляет перестраиваться, приспосабливаться, но желательно, чтобы общий облик или, как еще говорят, образ не менялся. Что изменилось в Аполлоне над Большим театром? Я считаю, ничего.

 


Для комментирования необходимо авторизоваться!

Добавить новость