Сейчас, согласно статье 18 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке или находящимися в отношениях близкого родства или свойства, не допускается, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Однако Александр Лукашенко внес на рассмотрение парламента законопроект о внесении поправок именно в статью 18.
-- Главная задача поправок – снять все законодательные барьеры и не мешать законному, юридическому оформлению статуса Виктора Лукашенко (помощник президента по вопросам национальной безопасности – прим. Г. К.), - отмечает политолог Валерий Карбалевич. – Когда в свое время принимался этот закон, никто не мог и подумать о том, что возникнет нынешняя ситуация. На подобные кадровые шаги не решался в свое время ни первый секретарь ЦК, ни даже генеральный секретарь.
Представители оппозиции не раз отмечали, что вопреки норме закона в 2005 году белорусский президент назначил своего родного сына Виктора Лукашенко помощником президента по национальной безопасности, а в 2007 году официально ввел его в состав Совета безопасности.
-- П оправки в закон о коррупции вносятся с единой целью устранить ту деликатную ситуацию, которая сложилась «в главной семье страны», -- считает Валерий Карбалевич. – Хотя я не думаю, что прежний закон как-то мешал семейственности, поскольку в Беларуси действует не закон, а целесообразность.
В новой редакции, как пишет “Ежедневник”, статья 18 Закона о коррупции будет звучать так: «Ограничения по совместной государственной службе государственных служащих, совместной службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, совместной работе в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) иных лиц, являющихся супругами, близкими родственниками или свойственниками, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь».
Любая отсылочная норма к действующему законодательству, как правило, преследует цель обустройства законодательства таким образом, чтобы оно давало больше вариантов развития событий, отмечает юрист Елена Тонкачева.
-- В таком случае пользоваться законом как самодостаточным нормативным актом в правоприменительной практике становится практически невозможно. Формулировка в законе в таком виде, как наличие отсылочной нормы, предполагает принятие вслед за этим документом неких иных нормативных актов, -- подчеркивает эксперт. – Такие нормативные акты могут носить ведомственный характер, и даже быть «для служебного пользования». Это означает, что сложившаяся правоприменительная практика в связи с родственными отношениями и вопросами антикоррупции находится в неком конфликте со старыми положениями закона. Вероятно, мы имеем дело с серией взаимоподчиненности между близкими родственниками, что требует урегулирования на законодательном уровне.
По мнению юриста, поправки принимаются для большего маневра, который был бы обеспечен нормативно.
-- Вероятно, глава государства видит борьбу с коррупцией в каких-то других проявлениях и не считает, что семейные связи являются такого рода ограничением, -- говорит Елена Тонкачева. -- Возможно, на уровне ведомственных документов это найдет свое качественное закрепление, но тогда хотелось бы иметь доступ к этим документам, а не сталкиваться с закрытыми зонами, которые обозначаются грифом «ДСП».