Регистрация  ·         ·  Забыли пароль?

2011-11-23 23:20:00 : «Менять надо отношение к науке, а не деградировать дальше!»

«Менять надо отношение к науке, а не деградировать дальше!»
23.11.2011

Требования, которые Высшая аттестационная комиссия предъявляет сегодня к соискателям докторской степени, очень жесткие. А проделанный труд не стоит тех преференций, которые получает ученый, став доктором наук. «Быть ученым в Беларуси не престижно и невыгодно», -- резюмирует академик НАН Беларуси Александр Войтович. Почему не удается поднять престиж профессии ученого и где выход – в откликах читателей.

По каким причинам Беларусь может остаться без докторов наук , обсуждают читатели в комментариях на «Завтра твоей страны» и на форуме TUT . by .

«Мне кажется, что во многом сдерживающим фактором способных защищаться является сам ВАК, а также ненависть и подлость по отношению к стремящимся защищаться со стороны коллег, в том числе, остепененных. Боязнь конкуренции, заскорузлость и банальная зависть не мотивируют, но разочаровывают. Я, например, через 10 лет тщетных попыток хотя бы начать диалог, защитилась в одном из хороших европейских университетов».

«Наука не престижна, в первую очередь из-за низкой оплаты, хотя и не только. Вот и делают диссертации те, кого могут содержать родители, мужья и т.д. А так костяк белорусской науки составляют пенсионеры. Диссертации молодежи, к сожалению, намного слабее, чем то, что делали в свое время они».

Pashtet 904

Зноў-такі, матэрыяльнае пытанне. Навуковыя супрацоўнікі - ды і наогул людзі з вышэйшай адукацыяй! - зараз не ўпэўнены ў сваім матэрыяльным стане. Невялікі працэнт спецыялістаў вышэйшай кваліфікацыі мае больш за адно дзіця, і яшчэ менш тых, хто пры гэтым забяспечаны жыллём. І якая тут можа быць зацікаўленасць у прафесійнай навуковай дзейнасці? Калі, каб стаць кандыдатам навук, трэба выбіраць паміж кар'ерай і абаронай дысертацый з аднаго боку і хатнім і сямейным дабрабытам (а то яшчэ і здароўем!) з іншага боку!

charming

А доктора ведь не вырастают на пустом месте. Доктора наук вырастают из кандидатов, а те - из студентов, а студенты из школьников. Забота правительства о взращивании докторов наук видна по оплате за проверку письменных работ в вузе: 10 часов на 28 студентов на семестр. Как вы думаете, реально ли за это время кого-то научить писать, т.е. внятно выражать свои мысли, не говоря уже о работе с информацией или ее генерированием? А на курсовую знаете сколько? 3 часа на человека!!!! А вы когда-нибудь читали курсовые, написанные самими студентами? В лучшем случае, это будет «лоскутное одеяло» - клок из одного первоисточника, клок из другого. И препод должен за 3 часа этого, возможно, гения, научить не только писать, но и провести минимальное научное исследование.

И где же выход?

Haggis советует

Просто переходите на американскую систему, как весь мир переходит, и избавляйтесь от защиты докторских диссертаций, как от бюрократического пережитка. Пусть человек, после защиты кандидатской, в свои первые 2-3 года работы, подает резюме на позиции Assistant-professor (или, как в Германии их сейчас назвали - Junior-professor). Если видно, что он справляется с организационной работой, если у него уже 100 публикаций к 35 годам, почему не давать хорошую должность без всякого дополнительного бумагомарания? Докторская лишь отвлекает человека от полезных занятий в лаборатории.

U - Cesar напоминает

Не пришло ли время вспомнить опыт прошлого и создать некие опытные производственные структуры (пускай даже на коммерческой основе) для обслуживания нужд «технологической» науки?

Далее. Валерий Цепкало, директор Администрации ПВТ, в своих интервью часто упоминает «экономику знаний». Так вот. Если руководство республики действительно заинтересовано в поддержании на должном уровне конкурентоспособности государственного организма, то без существенной ломки устаревших подходов к организации связки «образование-наука-прозводство» никак не обойтись.

Charming рекомендует

Все говорят: у научных сотрудников зарплаты низкие, потому что отдачи нет. Так не давайте степень, если отдачи нет. В любом диссере требуется указать, как исследование будет применено и какова экономическая рентабельность. Вот пусть защитят, применят, и только потом получат дивиденды.

Только для этого всю систему поменять придется. Если человек будет знать, что платить ему будут с отдачи на его исследование, он не в аспирантуру или докторантуру пойдет - он пойдет туда, где ему будут созданы условия для нормальной работы с информацией и для проведения научных исследований (куда - понимаете сами).

Imaginarius

Да и чего ждать, если всю науку считают нахлебниками. Те же производственники, местные власти (не все, но в большей части) даже не считают нужным консультироваться с учеными, например, в вопросах экономической политики. Потому что не считают нужным заплатить за совет, разработку, исследование. Все за «спасибо». Хотя практика- практикой, опыт-опытом, а взгляд ученого шире и не каждый руководитель имеет возможность посетить те же конференции, съезды, где происходит обмен мнениями и опытом. Но, никому это не надо. Так выстроена система.

Менять надо отношение к науке, а не деградировать дальше!



Для комментирования необходимо авторизоваться!

Добавить новость