Регистрация  ·         ·  Забыли пароль?

2011-11-23 23:20:00 : Может ли Беларусь продолжить балансировать между Россией и Европой?

Может ли Беларусь продолжить балансировать между Россией и Европой?
23.11.2011  Андрей СКРИБА, экономист Исследовательского центра ИПМ, TUT.by

Сегодня Беларусь занимает весьма неоднозначное положение на европейском континенте. С одной стороны, она является независимым государством, проводящим самостоятельную внешнюю политику; с другой – у национального суверенитета страны есть ряд объективных географических и экономических ограничений, не позволяющих в полной мере отстаивать национальные интересы. В это же время международные процессы последних лет ставят Беларусь перед геополитическим выбором региональной интеграции, который несет еще большую угрозу ее суверенитету.

Подобные государства, находящиеся между несколькими геополитическими центрами, являются предметом изучения многих политологов и в ряде исследований получили название «лимитрофы». Так, в своей работе «Столкновение цивилизаций» американский политолог Самюэль Хантингтон отводит им роль цивилизационных разломов, а российский философ и политолог Вадим Цымбурский определяет целые «пояса стран-лимитрофов» между цивилизационными центрами. Политологи сходятся во мнении, что именно в этих территориях в ближайшие десятилетия будут проходить основные международные конфликты. Эти конфликты на примере Беларуси происходили в течение 2000-х годов, когда политические отношения с западными странами были по известным причинам ограничены, а белорусско-российские отношения сопровождались постоянными экономическими спорами, не единожды приводившими к серьезным для обеих стран последствиям.

Чтобы понять, почему Беларусь оказалась сегодня перед необходимостью геополитического определения в пользу интеграции с тем или иным государством, нужно прежде всего показать, какие у нее есть «слабые стороны» как у независимого государства. Так, находясь в центре континента, страна не имеет выхода к морю, значительных залежей полезных ископаемых, ее транзитное положение не является безальтернативным в регионе, а экономика по большинству позиций экспортно ориентирована (зависима от внешних рынков сбыта) и ресурсозависима (в том числе от импорта из одного источника). Таким образом, можно сделать вывод, что главным определяющим сегодня внешнюю политику страны фактором является экономика.

После распада Советского Союза белорусская экономика столкнулась с рядом вызовов, многие из которых остаются нерешенными по сей день. Несмотря на некоторую макроэкономическую стабилизацию и сравнительно высокие темпы экономического роста в конце 1990–2000-х годах, экономика страны по многим позициям оставалась энерго- и ресурсоемкой. В благоприятных внешнеэкономических условиях, когда поставки на внутренний рынок сырья и энергоносителей оплачивались по внутрироссийским ценам, доходы бюджета в большинстве своем шли на реализацию социальных программ и льготного кредитования государственных предприятий. Стремясь обеспечить высокие темпы роста экономики, недостаточно внимание уделялось его инновационной составляющей, в результате чего имевшийся экономический рост стал окончательно экстенсивным.

В середине 2000-х годов российское руководство ограничивает льготные поставки сырья в Беларусь, а отношения со странами ЕС и США серьезно обостряются по причине неприятия Западом белорусской политической системы. Таким образом, страна оказалась между двумя крупными геополитическими центрами, стремившимися втянуть Беларусь в сферу своего влияния и использовавшими для этих целей как политические, так и экономические инструменты.

Стремясь защитить национальный суверенитет, Беларусь начинает реализовывать концепцию многовекторности внешней политики. Однако здесь необходимо отметить, что в случае Беларуси попытки постоянного баланса между Западом и Востоком за счет активизации сотрудничества с третьими странами крайне ограничены. Так, экономическое развитие страны по причине технологического отставания продолжает зависеть от импорта дешевых полезных ископаемых из России; избавиться от сложившейся зависимости за счет форсирования технологическое развития невозможно за счет внутренних ресурсов, возможности привлечения внешнего финансирования по политическим причинам ограничены, а диверсификация импорта и экспорта невозможна ввиду ограниченности транзитных маршрутов и отсутствия выгодных с ценовой точки зрения альтернатив российскому сырью.

После мирового финансового кризиса 2008–2009 годов в международном сообществе наметилась тенденция постепенного отхода от глобализации и усиление регионализационных процессов. Не стала исключением и Европа, где, например, столкнувшийся с внутренними проблемами Европейский союз был вынужден приостановить расширение на Восток и направить все усилия на решение экономических вопросов.

В свою очередь Россия выгодно использовала сложившуюся ситуацию и экономические трудности ряда стран региона для активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Таким образом, перспективы европейской интеграции для Беларуси в конце первого десятилетия XXI века была отложена на неопределенный срок, и страна оказалась перед необходимостью принятия стратегического решения о присоединении к инициированным Россией интеграционным образованиям, которое должно определить геополитическое развитие страны на ближайшие десятилетия.

Сложившаяся ситуация осложняется усугубившимися после президентских выборов 2010 года отношениями с ЕС и последовавшим за этим финансовым кризисом внутри Беларуси, ставшим следствием макроэкономических дисбалансов и ограниченности ресурса экстенсивного экономического роста.

Может ли Беларусь отказаться от предложенного Россией проекта и продолжить балансировать между двумя геополитическими гигантами? Очевидно, что нет. Экономические проблемы, решение которых многократно откладывалось, больше не позволяют развиваться отечественной экономике без внешних заимствований. Альтернативные России источники внешнего финансирования либо ограничены (ввиду экономического кризиса), либо требует от руководства страны структурных реформ (МВФ, ВБ), либо ставят политические условия (ЕС). Кредиты, предоставленные Китаем, носят точечный характер и выделяются под реализацию конкретных совместных бизнес-проектов, не решая в целом проблем отечественной экономики. Сложившееся тяжелое положение, в котором оказалась Беларусь, очевидно, понимают и в белорусском руководстве, которое в 2011 году в ходе переговоров с российскими партнерами более лояльно относилось к перспективам интеграции и допуска российского капитала на отечественный рынок.

Итак, на сегодняшний день можно выделить две основные проблемы, от решения которых во многом будет зависеть, какую часть национального суверенитета Беларуси удастся сохранить в ближайшие годы. Первая – кризис выбранной экономической модели развития, ориентированной на экстенсивный рост национальной экономики. Решение экономических вопросов должно быть найдено в ближайшие годы, ибо дальнейшее усугубление кризисных явлений будет все более вводить страну в зависимость от России, в пользу которой, без сомнения, в 2010–2011 годах был сделан окончательный геополитический выбор.

Вторая проблема касается необходимости реформирования существующей политической системы, которая в условиях кризиса впервые оказалась неспособна принять оперативные экономические решения по купированию кризисных явлений (процедура принятия многих решений чрезвычайно забюрократизирована) и которая в последние годы привела к стагнации интенсивного экономического развития отечественной экономики. Одновременно автор считает необходимым подчеркнуть, что процесс реформирования должен быть проведен в как можно более сжатые сроки исключительно эволюционным путем за счет внутренних ресурсов существующей системы, исключая какие-либо варианты революционного пути решения проблемы, который лишь усугубит геополитическое положение страны в интеграционных образованиях.

Наконец, назрела необходимость выработки новой концепции реализации внешней политики Беларуси. Несмотря на то что идея ее многовекторности не достигла поставленных целей в полной мере, достижения последних лет должны быть учтены и использованы в будущем. Однако в новых геополитических условиях речь должна идти о приоритетности интеграционных процессов и участии в них Беларуси с одной стороны и одновременном поиске своего рода противовеса чрезмерной экономической и политической зависимости от России с другой. Именно последний и будет проявляться в реализации крупных совместных проектов, как государственных, так и частных, с «третьими странами». Также Беларусь должна уделять значительно больше внимания сотрудничеству со странами-соседями – Украиной и Литвой – которые, будучи такими же странами-лимитрофами, имеют схожие с Беларусью экономические и геополитические проблемы.

Сегодня Беларусь приняла стратегическое решение об интеграции с восточными партнерами, что ставит перед ее руководством принципиально новую задачу – поиск путей использования преимуществ данной интеграции. Именно от того, как будут использованы эти преимущества, будет зависеть будущее экономическое и политическое положение страны в новых реалиях как независимого государства.



Для комментирования необходимо авторизоваться!

Добавить новость