Регистрация  ·         ·  Забыли пароль?

2011-11-20 00:01:00 : Беларусь от пьянства спасет только увеличение цен на водку?

Беларусь от пьянства спасет только увеличение цен на водку?
Белорусские новости, Елена СПАСЮКБеларусь уверенно замыкает первую десятку стран по уровню потребления алкоголя. Согласно Глобальному докладу Всемирной организации здравоохранения, на каждого жителя нашей страны в год приходится 15,13 литра, или 12 литров в пересчете на чистый спирт.

ВодкаПервое место в этом списке занимает Молдова, где каждый житель выпивает в среднем 18,22 литра алкогольной продукции в год. Это почти в три раза больше, чем средний показатель в мире — 6,1 литра. В первую десятку также входит Чехия (16,45), Венгрия (16,27), Россия (15,76), Украина (15,6), Эстония (15,57), Андорра (15,48), Румыния (15,3), Словения (15,19), Особенностью Беларуси, России и Украины, в отличие от других стран-лидеров, является то, что наши люди в основном употребляют крепкий алкоголь.

На учете в связи со злоупотреблением алкоголем сейчас состоит около 270 тысяч жителей Беларуси, в том числе более 180 тысяч больных алкоголизмом. Но эти цифры вовсе не отражают размер бедствия.

Пьянство является частью нашей повседневной жизни. По оценкам Республиканского научно-практического центра психического здоровья, на компенсацию последствий, возникающих в результате потребления алкоголя белорусами, идет около 7% валового внутреннего продукта. Для сравнения: в странах Евросоюза на эти цели расходуется 2-4% ВВП.

Что шокирует чаще всего гостящих в Беларуси европейцев — это низкие цены на алкоголь и сигареты.

«Меня поразила очень низкая цена сигарет в Беларуси, — рассказал управляющий редактор Венского ежегодника научных исследований в области народонаселения (Венский институт демографии Австрийской академии наук) Томаш Соботка на встрече с журналистами 18 ноября. — В странах Западной Европы политика направлена на высокую цену сигарет и спиртного. В Минске можно купить сигареты за сумму, эквивалентную 15 центам. Это примерно в 30 раз ниже, чем самые дешевые сигареты в Западной Европе».

Что касается алкогольной продукции, она также слишком дешева, что провоцирует вкупе с другими причинами алкоголизацию общества, отметил заместитель директора Института демографии Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (Москва) Сергей Захаров.

Он привел следующий факт: в постсоветских европейских странах смертность имеет ярко выраженную цикличность — количество умерших значительно увеличивается в пятницу-воскресенье: «Люди в пятницу напиваются, в субботу продолжают. В результате смертность в выходные в разы выше, чем в будние дни. Если мы снизим смертность хотя бы в выходные на 15%, то значительно уменьшим смертность вообще».

Эксперт считает, что для улучшения ситуации необходимо как минимум увеличивать цены на алкоголь, в частности, на крепкие спиртные напитки: «Повышать цену на все спиртные напитки неправильно. В нашем регионе главный убийца — водка. Дело не в том, что она плохого качества, а в том, что количество потребления, в выходные дни в особенности, огромно».

Сергей Захаров отметил, что практика увеличения цен на крепкий алкоголь хорошо себя зарекомендовала в различных странах, например, в Швеции, Норвегии, где структура потребления алкогольной продукции была схожая с нашей. Теперь там пьют крепкого спиртного меньше, хотя остается часть населения, которая по выходным отправляется в «пьяные туры» в Санкт-Петербург. Так или иначе, говорит Захаров, заслон употреблению спиртного в этих странах поставлен.

«Политику увеличения цен легче поддерживать, чем политику запретов», — считает Сергей Захаров.

Как в России, так и в Беларуси соотношение между ценой, например, пива и водки непозволительно низкое, считает он: «Водка должна стоить значительно дороже вина и пива».

При этом Захаров замечает, что такая политика не может быть простой в исполнении: «Необходимо иметь в виду, что в наших странах существует пивное и водочное лобби, которые находятся в противостоянии».

Причем можно сказать, что алкогольное лобби в Беларуси — это и есть само государство, для которого сиюминутные доходы от продажи спиртного имеют гораздо большее значение, чем финансовые затраты на преодоление причин и последствий пьянства в будущем.

Тогда как, и это особо подчеркнул Сергей Захаров, увеличивать цены на крепкий алкоголь — значит, работать как раз на будущее, на те поколения граждан страны, которые придут после нас, на молодежь, которая должна вырабатывать более здоровые и менее рискованные поведенческие практики.
Белорусские новости, Елена СПАСЮК

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Добавить новость