Регистрация  ·         ·  Забыли пароль?

2010-03-25 17:48:00 : Внимание: тревога

Внимание: тревога
Повышенную тревожность в ребенке чаще всего воспитывает ситуация в семье...

Что может быть общего между девочкой, которая, увидев на подоконнике птицу, до дрожи в коленках боится подойти к окну, мальчиком из соседней квартиры, страдающим кожной аллергией, и грубым, беспокойным ребенком? Вполне возможно, что причина такого поведения и состояния — высокая тревожность.


Тревожные дети при всей разнице во внешних реакциях испытывают постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Но в отличие от обычного страха тревога не имеет конкретного источника, это, как правило, «страх неизвестно чего». Мир воспринимается тревожным ребенком как пугающий и враждебный, а сам он по отношению к миру представляется себе слабым, беспомощным. Собственное будущее раз от раза кажется малышу все мрачнее. Такие дети очень ранимы и чувствительны, подолгу переживают каждое резкое слово, сказанное в их адрес... Если родители не склонны придавать этим реакциям большого значения, то такой способ поведения может легко стать чертой характера ребенка. И в конце концов привести к неврозу.


Ребенок на разрыв


Повышенную тревожность в ребенке чаще всего воспитывает ситуация в семье.


Однажды мне довелось консультировать маму пятилетней Даши. Девочка была слишком зажата, с огромным трудом и очень долго привыкала к садику, боялась перед группой прочитать простейшее стихотворение, практически не имела друзей. Когда мама рассказывала мне обо всем этом, у нее самой на глаза навернулись слезы, говорила она тихо и прерывисто. Как выяснилось, отец в ответственных ситуациях ведет себя схожим образом.


В подобных семьях обычно царит постоянная тревожно–мнительная атмосфера. Как правило, сами родители находятся в неладах с действительностью, во взаимоотношениях с окружающими, начальством, в доме нередки материальные проблемы. Если отец или мать сами все время чего–то опасаются и о чем–то беспокоятся и, случается, громогласно адресуют окружающему миру проклятия, то пусть знают, что такое состояние очень заразительно. Малыш легко перенимает у взрослых мысль, что мир враждебен его близким и ему самому.


Едва ли не самыми важными факторами развития детской тревожности могут стать конфликты внутри семьи и особенно — между близкими ребенка. Например, мать запрещает то, что разрешает бабушка, а отец то позволяет что–то, то, наоборот, резко запрещает. Маленький человек любит своих родных, он, кажется, готов согласиться и с теми и с другими, эмоционально разрывается на части — так и создаются все условия для тревоги. Несмышленыш мечется между родителями, не желая огорчать ни маму, ни папу. Эта ситуация обостряется многократно, когда разногласия в семье принимают принципиальный, необратимый характер и ведут к разводу. Расставание одинаково любимых ребенком родителей — гарантия резкого скачка тревожности.


Но, конечно, тревожные дети вырастают не только у беспокойных мам и пап. Есть чрезвычайно уверенные в себе родители, которые твердо знают, чего и как добиваться от жизни, а главное — чего они хотят от своего ребенка. И малыш просто обязан постоянно оправдывать их высокие ожидания, уровень которых они устанавливают исходя из каких–то собственных критериев. Ребенок тут если не трясется в страхе, то уж совершенно точно находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: угодил — не угодил?


Бывает, такие активные мамы–папы навязывают ребенку чуждые ему, но зато высоко ценимые ими самими занятия, например, бег по утрам или плавание (это, конечно, больше касается школьников). Регулярное принуждение к делам, которые внутренне не интересуют человека и соответственно ставят его в ситуацию неизбежного неуспеха, автоматически повышают его внутреннюю тревожность.


Запомните: нейродермит (нервная сыпь), болезненное равнодушие ко всему окружающему и другие зримые признаки повышенной тревожности ребенка очень часто провоцируют ваши несдержанные, грубые реакции на его проступки. Не бейте ребенка, если он на пару минут отвлекся со своими игрушками от одевания! Не кричите на него, если он сегодня почему–то особенно долго засыпает, — лишний шум не смежит ему глаз, а только испугает! Не срывайте на нем злобу, если у вас что–то не ладится на душе или со здоровьем! Ребенок в этом чаще всего не виноват.


Хвалите почаще


Чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой вашего ребенка, достаточно придерживаться десяти нехитрых правил.


1. Побольше интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами и страхами ребенка. Научите его говорить об этом с вами, вместе обсуждайте ситуации из его жизни, вместе ищите выход.


2. Почаще обращайтесь к сыну или дочери по имени, не смущайтесь и ласкательных окончаний. Обнимайте, целуйте, прижимайте к себе — ребенок должен знать, что родители любят его просто за то, что он есть, и с ними он всегда как за каменной стеной.


3. Никогда не сравнивайте своего малыша с окружающими детьми, особенно в пользу последних. Для вас важно то, что в нем улучшилось по сравнению с ним прежним.


4. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ему с трудом дается какое-нибудь дело, лучше лишний раз помогите ему, а при первых успехах одобрите его действия.


5. Создавайте условия, в которых ребенку будет не страшно. Если он боится спросить дорогу у прохожих, купить что–то в магазине, сделайте это вместе с ним. Так вы покажете, как можно решить тревожную ситуацию.


6. В сложных ситуациях не стремитесь сделать за малыша все — прежде предложите ему подумать и справиться с проблемой вместе. Ведь иногда, чтобы у ребенка получилось, бывает достаточно просто вашего присутствия.


7. Если вы заметили у сына или дочки симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая проблемы через взаимоотношения солдатиков, кукол. Случается, ребенок сам предложит и сюжет, и свой выход из ситуации.


8. Почаще хвалите тревожного малыша, делайте ему меньше замечаний — так у него будет повышаться самооценка и он станет увереннее в себе.


9. Заранее готовьте ребенка к каким–либо жизненным переменам или важным событиям — всегда рассказывайте ему о том, что будет с ним скоро происходить.


10.Сами становитесь увереннее в себе и образцы своего уверенного поведения обязательно демонстрируйте ребенку.


Елена ЯКОВЛЕВА, детский психолог.


Для комментирования необходимо авторизоваться!

Добавить новость