Как отмечает политический обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок»Павлюк Быковский, сейчас имеет место попытка разделить ответственность между правительством и президентом за то, что происходит в экономике.
-- Я не могу себе представить, чтобы в нашей системе управления при неформальных полномочиях, которые есть у президента и его администрации, правительство могло себе позволить проводить самостоятельную экономическую политику. Очевидно, что при всех возможных и разных вариантах, которые разрабатывают эксперты в правительстве, реальную экономическую политику проводит администрация президента, -- подчеркивает эксперт. – Сейчас правительство пытаются превратить в козлов отпущения, чтобы направить гнев народа против тех, кто, якобы, добивается роста цен или, по крайней мере, не препятствует этому росту. Вместе с тем, правительство, можно сказать, протестовало на коленях еще в прошлом году, когда перед президентскими выборами в два раза была увеличена средняя зарплата.
По словам Павлюка Быковского, правящая элита прекрасно понимает, кто принимал решения, и правительству сейчас приходится лишь разруливать ситуацию, в которой оказалась экономика страны. Возможно, коридор, по которому оно может двигаться, не позволяет отказаться от роста цен или реально препятствовать ему.
-- Конечно, в Беларуси нет нормальной рыночной экономики, у нас, по меткому выражению президента, «рыночная экономика Мясниковича - Румаса», но на самом деле это «рыночная экономика Александра Лукашенко», где государство очень активно вмешивается и дирижирует, в том числе и ценами. Но если у государства нет возможности вкладывать в «белорусское экономическое чудо» заемные средства или практически возникающие из воздуха нефтедоллары, то население будет вынуждено затягивать пояса, и сейчас мы этот процесс наблюдаем, -- резюмирует обозреватель «БР».
Снотворное и слабительное для экономики одновременно
Экономист Леонид Злотников вспоминает 1999 год, когда президент издал указ № 285 и потребовал от Совета Министров, чтобы тот каждый квартал или месяц устанавливал лимиты роста цен буквально на все.
-- Совмин должен был устанавливать лимит роста, например, на полпроцента в месяц, -- говорит Леонид Злотников. – Затем этот указ был модифицирован, и в нем уже говорилось не о каждом квартале или месяце, а о том, что Совет Министров по своему усмотрению может вводить регулирование цен, устанавливая лимиты.
Экономист предлагает посмотреть на рост цен с содержательной точки зрения.
-- Инфляция растет из-за того, что госпрограммы финансируются за счет денежной массы , в том числе и программы жилищного строительства, и строительства крупных молочно-товарных ферм, и другие масштабные проекты. Все это осуществляется за счет банковских кредитов и эмиссии, -- подчеркивает Леонид Злотников. -- Инфляция со всех собирает дань. За счет инфляционного налога и понижения уровня жизни мы и финансируем эти инвестпроекты.
Без остановки инвестпроектов – инфляцию не остановить, убежден экономист. А президент требует, чтобы и жилье строилось на уровне 2010 года, и доходы населения были на уровне 2010 года.
-- Получается, что президент, образно говоря, пытается давать экономике и снотворное, и слабительное одновременно. В результате может получиться очень пикантная ситуация, -- прогнозирует Леонид Злотников.