Регистрация  ·         ·  Забыли пароль?

2011-11-03 07:36:00 : «Петербургский стадион – это катастрофа»...

«Петербургский стадион – это катастрофа»...

Грандиозная спортивная арена стоимостью в десятки миллиардов рублей возводится без проектной документации?

Ситуация со строительством мега-стадиона в Санкт-Петербурге, о которой не раз рассказывала «Свободная пресса», становится все «чудесатее и чудесатее».

«Генеральный подрядчик строительства стадиона на Крестовском острове – принадлежащее О.Дерипаске ООО «Инжтрансстрой-СПб» – приступил к завершающему этапу работ по бетонированию чаши будущей домашней арены «Зенита» и ее укреплению для устройства крыши стадиона, - рапортует пресс-служба «Трансстроя». - Строители вышли на финальный седьмой уровень бетонных работ, добравшись до отметки 42 м чаши и до устройства трибун. Сейчас идет монтаж фермы внешнего контура — металлической конструкции, предназначенной для восприятия нагрузок крыши. Из 3144 т уже смонтировано 120».

Словом, еще немного, еще чуть-чуть…На самом деле ситуация близка к катастрофической.

Дело в том, что еще не достроенную крышу решено переделывать. Изменение конструкции вызвано тем, что заказчик — комитет по строительству правительства Санкт-Петербурга, захотел другую крышу. «Моспроект-4» первоначально спроектировал раздвижную конструкцию, которая должна закрывать только трибуны. А заказчик решил, что крыша должна накрывать весь стадион вместе с полем. Логично, ведь непогода в северной столице – часть городского имиджа. Но почему об этом вспомнили лишь сейчас? Через шесть лет после начала строительства? Это один из вопросов, касающихся очередного мега-проекта времен правления Валентины Ивановны, которым, видимо, суждено остаться без ответа.

Так или иначе, три уже построенных этажа стадиона фактически создавались под другой проект. С другой нагрузкой на балки, колонны и фундамент. Так что переделывать придется многое. Мало того, ходят слухи, что и генподрядчика – «Трансстрой» – поменяют «на переправе». Хотя генподрядчика тут меняли и в самом начале…

Так что скандал на строительстве долгостроя отнюдь не первый, и, похоже, и не последний.

- Мы не можем построить стадион ни при каких условиях, потому что нам не дали проект. Не дал заказчик, комитет по строительству. И теперь они третий раз уже переделывают проектное решение, - директор по связям с общественностью Трансстроя Елена Гурьянова говорит горячо, волнуется и отчасти противоречит сама себе.

«СП»: - Но у вас ведь и не было первоначального проекта…

- Ни первоначального, ни сейчас его нет, мы до сих пор строим по каким-то проектным решениям, которые являются промежуточными. Мы находимся в такой же ситуации, как и вначале строительства, когда были готовы построить стадион за три года, однако строим уже четыре и, скорее всего, будем строить и пятый. А с расценками нас обманули. Правда, мы об этом никому не говорим. Проектного решения нет до сих пор. Тем не менее, стадион все-таки строится, он уникален по размеру, по своему предназначению как культурный центр, а не только футбольное поле. Практически ни одна строительная компания в России не имеет опыта создания подобных сооружений. А мы потихонечку этот опыт приобретаем. И менять сейчас подрядчика довольно сложно

«СП»: - Все-таки эта идея – поменять подрядчика - восторжествовала?

- На прошлой неделе товарищ Филимонов, глава комитета по строительству - заявил, что истекает контракт, который подписан до 2012 года. Все стороны – и проектировщики, которые до сих пор не сделали проектное решение, и заказчик, и строители, все понимают, что это невозможно – строить без проекта. Однако ж все мы играли в эту плохую игру, и на вопрос о сроках я, директор по связям с общественностью, всегда отвечала, что контрактные сроки строительства – конец 2012 года. Наконец, Филимонов все-таки сказал, что не конец 2012 года, а уже 2013 год. Взял на себя этот удар. Что касается возможности смены подрядчика… Якобы Заксобрание пытается пересмотреть изданный ими же закон об увеличении стоимости стадиона. Если будет еще одна экспертиза и увеличена стоимость стадиона, то, конечно, будут проводить еще один тендер. А дальше уже как карта ляжет. Вдруг какая-то еще из российских кампаний выразит желание поучаствовать в этом конкурсе.

«СП»: - И снова возрастает стоимость строительства?

- Это и не удивительно: то постройте, то разберите, то постройте, то разберите, как может строительство не расти в цене? Чья тут вина? Чудовищная ситуация! С мая проектировщики обещают, что вот-вот сделают проект крыши. И снова Филимонов заявил, что документация на 95% готова. Что это значит? Что эти пять процентов могут еще год делаться?

«СП»: - Кто же все-таки автор проекта стадиона на Крестовском? Ведь не может так быть, чтобы у столь грандиозного сооружения не было автора.

- Генподрядчик по проектированию - «Мостпроект-4», он и рабочую документацию делает. Проект начался в 2005 году с архитектурного решения Кисе Курокава, который выиграл конкурс. Он предложил свою документацию. Эта документация по стандартам, нормам РФ не проходила ни в какие ворота, по ней строить было нельзя.

«СП»: - Это был эскиз?

- Да. Это не был проект как таковой. На основе этих рисунков приблизительно его «осметили». Был избран подрядчик, который приступил к работе до проектной документации. Им стала компания «Алан», они вышли на площадку в 2006 году. Разобрали старый стадион, забили сваи, вышли на нулевой уровень. Они должны были с генпроектировщиком сделать проектное решение. Пока его готовили, стало понятно, что за те деньги, за которые согласился «Алан» строить, стадион возвести невозможно. Сумма контракта «Алана» составляла порядка 5 - 6 млрд.рублей. Когда поняли, во что действительно выливается строительство этого объекта, его выставили на торги еще раз. Уже увеличив стоимость работ. На этом конкурсе в конце 2008 года, выиграли мы, «Трансстрой», предложив самую низкую цену – 13,8 млрд. руб.

Вышли на стройку. Управляющая компания «Зенита» пригласила специалистов, которые в свое время консультировали стадион «Уэмбли». Те посмотрели на проектное решение, по которому мы уже целый год строили, и сказали, что не учтены международные требования к сооружениям такого уровня. Вы же хотите, чтобы здесь международные соревнования проходили? Конечно. Следовательно, нужно переработать проект. По сути, это была уже вторая переработка. Строительство остановилось в 2010 году, в ожидании, когда же будет готово проектное решение.

В конце 2010 года мы начали получать какие-то документы. Стали перестраивать это объект в силу внесенных изменений, но до сих пор не получили проектирования по крыше. В результате простояли почти весь прошлый год. Так как очень сложная конструкция раздвижной крыши, и выдвижного поля, - так придумал архитектор. К концу года начали строить. Но строить, не ориентируясь на крышу, тоже невозможно. Весь 2011 год мы ждали документацию на крышу – её до сих пор нет!

«СП»: - Почему?

- Потому что «Мостпроект-4» до сих пор ведет проектные изыскания. Но почему-то когда возникает вопрос об этом долгострое, все считают своим долгом клюнуть в темячко строителей. Строители при чем? При чем тут цена стадиона и мы? От нас тут мало что зависит. Если есть вопросы по строительству стадиона, обращайтесь к заказчику - в комитет по строительству городского правительства. Почему они начали строительство, когда у них не было проекта? Мы рассчитывали строить три года, а вынуждены вести объект уже пять лет.

«СП»: - А как вообще можно строить такой сложный объект с этими раздвижными крышами и выездными полями, не имея проектной документации?!

- Мы получаем дозировано эту документацию и идем строить. Кто же мог предположить, что она будет без конца пересматриваться, переделываться? Деньги, на которые строится стадион, прошли проверки семнадцать раз! Нам выкладывают на край стола расценки и говорят: будете по ним строить. Мы даже не вякаем, потому что у нас выбора нет. Строители являются заложниками в данной стройке.

Ситуацию комментирует депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Малков:

- В Санкт-Петербурге полностью разрушена система принятия градостроительных решений и осуществления строительных мероприятий. Решение о сносе стадиона имени Кирова на Крестовском острове и о строительстве нового было принято не только в отсутствие проекта нового стадиона, но и в отсутствие градостроительной документации, обосновывающей выбор места его размещения. Для осуществления сноса оказалось достаточно лишь результатов конкурса на проектную идею будущего стадиона. Разработка собственно проекта велась уже во время сноса прежнего стадиона и осуществления отдельных циклов нового строительства, что называется, «с колес». Посреди всего этого была предпринята попытка разработки градостроительной документации, которая показала, что не решается один из ключевых вопросов – доставки на стадион зрителей, и, главное, освобождение территории после соревнований. В попытках одолеть эту проблему родилось экзотическое решение – отвозить зрителей в другие части города по Неве на паромах. Но вместе с тем это внезапно привело к внеочередному строительству двух мостов. Уже по ходу строительства принимаются все новые и новые решения – как в части конструкций, так и в части общей вместимости трибун для зрителей. За это время общая площадь стадиона увеличилась со 174,5 до 250,4 тысяч кв.м. Осуществляемая при этом экспертиза проекта похожа на русскую женщину, спешащую на ходу обуздать несущегося коня.

«СП»: - Это ведь далеко не первый такой вопиющий случай в Петербурге?

- Так же, «задом наперед», осуществляется строительство второй сцены Мариинского театра, при котором победы в конкурсе «Золотого купола» французского архитектора оказалось достаточно, чтобы снести целый петербургский квартал.

Так же по результатам лишь конкурса на архитектурную идею была внезапно снесена значительная часть ценной исторической застройки острова Новая Голландия.

Как мы уже сообщали, губернатор Полтавченко взял эту «стройку века» под свой контроль, он намерен в ближайшее время провести совещание по этому объекту. Не случайно выездное совещание на стройке вчера, 1 ноября проводил вице-премьер правительства Дмитрий Козак. Правда, о результатах совещания так ничего и неизвестно. В любом случае, стоит прислушаться к мнению руководителя английского бюро спортивной архитектуры Populous Джона Барроу, который отозвался о строительстве стадиона на Крестовском вполне определенно: «Петербургский стадион – это катастрофа, его стоимость постоянно увеличивается. Тут только одно можно сказать: большие комплексы надо заказывать людям, которые умеют их строить, которые делали это не раз. Недорогие стадионы выходят, когда проект хорошо проанализирован и понятно его будущее применение. Спортивный объект нужно строить за разумные деньги».

Боюсь,что слово катастрофа тут можно считать ключевым…

Из досье «СП»

Общая стоимость строительства нового стадиона «Зенит» составляет 33 миллиарда рублей. Таким образом, стадион «Зенита» стал второй по стоимости футбольной ареной в мире. Дороже обошлись только снос и постройка нового «Уэмбли» ($1,5 млрд). Парижский «Стад де Франс» стоил дешевле – $974 млн, лондонский «Эмирэйтс» – $770 млн.

Президент «Зенита Александр Дюков:

«Тот бюджет, который был первоначально принят за основу при строительстве петербургского стадиона, оказался необоснован: японское архитектурное бюро подсчитало стоимость работ на коленке. В Петербурге строительство стадиона обойдется дороже, чем в Европе, из-за особенностей грунтов, а также из-за того, что пришлось демонтировать старый стадион имени Кирова».

Ивана Кузнецова, генерального директора компании «Трансстрой», которая строит новую арену петербургского «Зенита» и ряд олимпийских объектов в Сочи, в сентябре 2010 года уволили за растрату и незаконный вывод денежных средств. Сообщалось, что объем выведенных гендиректором «Трансстроя» активов компании исчисляется сотнями миллионов рублей. Материалы по этим нарушениям были направлены в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела в отношении Кузнецова по ст. 160 ч.4 УК РФ.

Фото: corptransstroy.ru

2 ноября 2011 года 17:30 | Ирина Смирнова

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Добавить новость